Показать все Скрыть
Начало действия 01.09.2024

Утвержден порядок передачи функций от ТСО к Системообразующей территориальной сетевой организации (СТСО)

В дайджесте 04.06.2024 мы писали, что принят закон об СТСО. Для исполнения данного закона Правительство приняло постановление, в котором определило следующий порядок передачи функций от ТСО к СТСО.

1) до 01.10.2024 энергосбытовые организации должны направить в СТСО актуальную информацию о потребителях, с которыми у них заключены договоры энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии), а также информацию о договорах оказания услуг по передаче электроэнергии, заключённых с ТСО, Россети в интересах указанных потребителей.

2) до 14.10.2024 СТСО должны направить энергосбытовым организациям предложения о заключении с ними до 28.02.2025 договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.

3) до 28.02.2025 энергосбытовые организации должны заключить с СТСО договор оказания услуг по передаче электроэнергии. С 01.01.2025 энергосбытовые организации обязаны оплачивать фактически оказанные СТСО услуги по передаче электрической энергии независимо от факта подписания договора.

Если после 28.02.2025 договор оказания услуг по передаче электрической энергии с СТСО не будет заключен (в том числе посредством акцепта в виде оплаты полностью услуг за первый расчетный период):

  • по инициативе СТСО в отношении потребителя может быть введено ограничение режима потребления электрической энергии;
  • услуги по передаче электрической энергии, оказанные с 01.01.2025, оплачиваются по единым (котловым) тарифам. При этом объем оказанных услуг рассчитывается по правилам безучетного потребления, а также применяется законная неустойка за просрочку оплаты услуг по передаче электроэнергии.

Реквизиты документа: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2024 № 1195 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Начало действия 01.09.2024

Субъекты РФ определились с СТСО

Субъекты РФ уже определи СТСО на своих территориях. Практически во всех регионах это дочерние компании ПАО «Россети», за исключением тех регионов, в которых отсутствуют дочки Россетей.

Информацию об СТСО можно найти сайте регулирующего органов (РЭКи) интересующего субъекта РФ.

СТСО определяются на 5 лет, по истечении этого срока РЭКи будут проверять ТСО на соответствие критериям СТСО исходя из материалов, которые организации, планирующие получить тариф, ежегодно представляют в РЭКи.

Реквизиты документа: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2024 № 1159 «Об утверждении критериев отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям и Правил определения системообразующих территориальных сетевых организаций»

Начало действия 26.07.2024

ФАС будет проверять как сетевые организации исполняют обязанности по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию приборов учета (ПУ) электроэнергии

В частности, ФАС России будет осуществлять контроль за соблюдением сетевыми организациями своих обязанностей по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию ПУ, за исключением ПУ электрической энергии в жилых домах.

Реквизиты документа: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2024 № 970 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331»

Начало действия 01.01.2026

С 01.01.2026 появится возможность подачи заявки на ТП через Госуслуги

С 2022 года такая возможно предусмотрена только при подаче заявок на ТП в крупные сетевые организации. С 2026 года эту практику начнут применять все электросетевые организации.

При этом, возможность подать заявку на ТП лично в офисе сетевой организации или через её сайт сохранится.

Реквизиты документа: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2024 № 1125 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861»

Начало действия 04.09.2024

Правительство формально сняло запрет на перераспределение максимальной мощности потребителями, присоединёнными к сети после 2009 года, но фактически ограничения не устранены

До принятия рассматриваемого постановления делиться своей максимальной мощностью могли только потребители, которые присоединены к сети до 2009 г.

  • Теперь Правительство разрешило потребителям, присоединенным к сети после 2009 года, перераспределять свою мощность в пользу иных потребителей, но только при наличии технической возможности. При этом, наличие технической возможности будет определять сетевая организация.
  • Потребители, присоединение к сети до 27.12.2004 перед тем, как перераспределить свою мощность должны переоформить документы о ТП.
  • Снят запрет на опосредованное присоединение энергопринимающих устройств, обеспечивающих энергоснабжение линий связи, сооружений связи, средств связи, средств телевизионного вещания и радиовещания, максимальная мощность которых составляет не более 150 кВт.

При этом, по-прежнему не устранены ограничения на опосредованное присоединение к:

  • объектам, подключенным к сетям после 2015 года.
  • сетям ЕНЭС.

Реквизиты документа: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2024 № 1150 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861»

Начало действия 01.01.2025

Принят закон о переводе неценовых зон в ценовые

Закон определил возможность перевода территорий, которые сейчас относятся к неценовым зонам, в ценовые зоны. Для них будет установлен переходный (адаптационный) период. Перечень этих территорий и особенности их функционирования в переходный период будет определен постановлением Правительства РФ.

Проект указанного постановления уже размещен на regulation.gov.ru. В нем предусмотрено:

  • присоединение территорий Архангельской области, Республики Коми, Дальнего Востока (территория Дальнего Востока включает Республику Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурскую область, Еврейскую автономную область), ранее относившиеся к неценовым зонам (НЦЗ) оптового рынка электрической энергии и мощности, к ценовым зонам (ЦЗ);
  • поэтапное внедрение рыночного конкурентного ценообразования на электрическую энергию и мощность на указанных территориях;
  • особенности функционирования ОРЭМ на данных территориях в период поэтапного внедрения рыночного ценообразования (торговля по регулируемым договорам, торговля на РСВ, торговля на БР, проведение КОМ, коммерческий учет электроэнергии на оптовом рынке и др.).
  • государственное регулирование цен на электрическую энергию и мощность для потребителей, не относящихся к населению и приравненных к нему категориям потребителей, в течение переходного периода сохранится, однако объемы электрической энергии и мощности, продаваемой по регулируемым ценам (тарифам) будет постепенно снижаться. Цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую для населения и приравненных к нему категорий потребителей, останутся полностью регулируемыми.

По окончании переходного периода торговля на указанных территориях полностью будет осуществляться по свободным (рыночным) ценам, со следующим распределением по ценовым зонам:

  • 1 ЦЗ – Архангельская область и Республика Коми;
  • 2 ЦЗ – Дальний Восток, включающий Республику Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурскую область, Еврейскую автономную область.

Если проект постановления вступит в силу в такой же редакции получать допуск к торговой системе оптового рынка на этих территориях можно будет ежемесячно.

К НЦЗ будет относиться только Калининград.

Реквизиты документа: Федеральный закон от 08.08.2024 № 309-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"

Начало действия 07.09.2024

Установлены требования к проведению Минэнерго проверок выполнения инвестиционных программ (ИП) субъектами электроэнергетики

По результатам проверки выполнения ИП Минэнерго выдает субъекту электроэнергетики акт проверки, в котором перечисляет все выявленные замечания. Субъект электроэнергетики обязан разработать план компенсирующих мероприятий по указанным замечаниям и выполнить их. О ходе выполнения плана компенсирующих мероприятий субъект электроэнергетики должен ежеквартально отчитываться Минэнерго до его полного выполнения.

Реквизиты документа: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2024 № 1181 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977"

Начало действия 05.07.2024

По итогам долгосрочного конкурентного отбора мощности новых генерирующих объектов (КОМ НГО) на Юге РФ победитель не определен

Основные требования:

  • объем установленной мощности отобранного генерирующего объекта должен составлять от 855 до 941 МВт;
  • мощность каждого энергоблока в составе генерирующего объекта должна составлять не менее 25 МВт и не более 470 МВт;
  • дата поставки мощности – 01.07.2029;
  • генерирующее оборудование должно быть расположено на территории приемной части энергосистемы Республики Адыгея и Краснодарского края в энергорайоне «Центральная Кубань».

По результатам КОМ НГО ни одна заявка не прошла конкретный отбор.

Теперь застройщика новой генерации на Юге определит Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики.

Реквизиты документа: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.07.2024 № 1776-р

Начало действия 18.07.2024

Определены победители КОМ НГО Юго-Восточной части ОЭС Сибири

Основные требования:

  • объем установленной мощности отобранного генерирующего объекта должен составлять 700 МВт;
  • мощность каждого энергоблока в составе генерирующего объекта должна составлять не менее 25 МВт и не более 330 МВт;
  • дата поставки мощности – 01.07.2029;
  • генерирующее оборудование должно быть расположено на территории южной части энергосистемы Забайкальского края, и (или) территории южной части энергосистемы Республики Бурятия, и (или) территории Зиминского энергорайона энергосистемы Иркутской области, и (или) территории Иркутско-Черемховского энергорайона энергосистемы Иркутской области.

По результатам отобраны проекты АО «Интер РАО–Электрогенерация», ООО «Байкальская энергетическая компания» и ПАО «ТГК-14».

Реквизиты документа: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.07.2024 № 1920-р

Начало действия 19.08.2024

Принят закон о майнинге, который затронул вопросы энергоснабжения майнингового оборудования

С 01.11.2024 юридические лица и ИП смогут заниматься майнингом криптовалюты с момента их включения их специальный реестр. Его будет вести Минцифры.

Физические лица смогут майнить без включения в реестр, если не будут превышать, установленные Правительством РФ лимиты энергопотребления.

О получении криптовалюты в результате майнинга необходимо уведомлять орган, который определит Правительство РФ. В уведомлении нужно указать адрес-идентификатор (уникальная последовательность символов для учета операций с цифровой валютой).

Предусмотрена возможность обращения иностранных цифровых прав в РФ и российских цифровых прав за рубежом.

Запрещено рекламировать цифровую валюту и связанные с ней товары, работы, услуги.

Документом внесены в том числе изменения в законодательство об электроэнергетике:

Запрещено совмещать майнинг с передачей электроэнергии, ее производством или куплей-продажей, а также с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.

Правительство РФ уполномочено:

  • Определять особенности ТП энергопринимающих устройств, используемых для майнинга (майнинговое оборудование).
  • Устанавливать запрет на ТП майнингового оборудования в отдельных регионах (например, в энергодифицитных регионах), а также в отношении лиц, не включенных в реестре майнеров.

В случае нарушения указанных запретов Правительство может по решению суда уменьшить максимальную присоединенную мощность майнера вплоть до полного отсоединения от сети. Плату за ТП в этом случае майнеру не вернут.

  • Устанавливать особенности введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии манеров в т.ч. в части их бессрочного полного ограничения в случае принятия Правительством решения о запрете майнинга на отдельных территориях и (или) в случае осуществления майнинга без включения в реестр майнеров.

В законе о цифровых финансовых активах и цифровой валюте закреплены основные понятия:

  • майнингом цифровой валюты признается деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации технических и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию, в том числе технологию распределенного реестра, имеющих целью выпуск цифровой валюты и (или) получение лицом, осуществляющим такую деятельность, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе;
  • майнинг-пулом признается объединение мощностей нескольких технических и программно-аппаратных средств, принадлежащих разным владельцам (далее - участники майнинг-пула) и используемых для целей майнинга цифровой валюты, в результате которого осуществляется распределение выпущенной (полученной) цифровой валюты между участниками майнинг-пула;
  • лицом, организующим деятельность майнинг-пула, признается лицо, оказывающее участникам майнинг-пула услуги по объединению мощностей нескольких технических и программно-аппаратных средств, используемых для целей майнинга цифровой валюты, в результате которого таким лицом осуществляется распределение выпущенной (полученной) цифровой валюты между участниками майнинг-пула;
  • майнинговой инфраструктурой признаются объекты, используемые для размещения технических и программно-аппаратных средств, используемых для осуществления указанной деятельности, включая инженерно-техническое обеспечение (электроснабжение), и (или) указанные технические и программно-аппаратные средства;
  • оператором майнинговой инфраструктуры признается лицо, оказывающее услуги по предоставлению майнинговой инфраструктуры для осуществления указанной деятельности.

Реквизиты документа: Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»