Утвержден порядок передачи функций от ТСО к Системообразующей территориальной сетевой организации (СТСО).

Субъекты РФ определились с СТСО.

ФАС будет проверять как сетевые организации исполняют обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию приборов учета (ПУ) электроэнергии.

С 01.01.2026 появится возможность подачи заявки на ТП через Госуслуги.

Правительство формально сняло запрет на перераспределение максимальной мощности потребителями, присоединёнными к сети после 2009 года, но фактически ограничения не устранены.

Принят закон о переводе неценовых зон в ценовые.

Установлены требования к проведению Минэнерго проверок выполнения инвестиционных программ субъектами электроэнергетики.

По итогам долгосрочного конкурентного отбора мощности новых генерирующих объектов (КОМ НГО) на Юге РФ победитель не определен.

Определены победители на долгосрочном конкурентном отборе мощности новых генерирующих объектов (КОМ НГО) в Юго-восточной части объединённой энергосистемы Сибири.

Принят закон о майнинге, который затронул вопросы энергоснабжения майнингового оборудования.

Показать все Скрыть
Начало действия 01.09.2024

Утвержден порядок передачи функций от ТСО к Системообразующей территориальной сетевой организации (СТСО)

В дайджесте 04.06.2024 мы писали, что принят закон об СТСО. Для исполнения данного закона Правительство приняло постановление, в котором определило следующий порядок передачи функций от ТСО к СТСО.

1) до 01.10.2024 энергосбытовые организации должны направить в СТСО актуальную информацию о потребителях, с которыми у них заключены договоры энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии), а также информацию о договорах оказания услуг по передаче электроэнергии, заключённых с ТСО, Россети в интересах указанных потребителей.

2) до 14.10.2024 СТСО должны направить энергосбытовым организациям предложения о заключении с ними до 28.02.2025 договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.

3) до 28.02.2025 энергосбытовые организации должны заключить с СТСО договор оказания услуг по передаче электроэнергии. С 01.01.2025 энергосбытовые организации обязаны оплачивать фактически оказанные СТСО услуги по передаче электрической энергии независимо от факта подписания договора.

Если после 28.02.2025 договор оказания услуг по передаче электрической энергии с СТСО не будет заключен (в том числе посредством акцепта в виде оплаты полностью услуг за первый расчетный период):

  • по инициативе СТСО в отношении потребителя может быть введено ограничение режима потребления электрической энергии;
  • услуги по передаче электрической энергии, оказанные с 01.01.2025, оплачиваются по единым (котловым) тарифам. При этом объем оказанных услуг рассчитывается по правилам безучетного потребления, а также применяется законная неустойка за просрочку оплаты услуг по передаче электроэнергии.

Реквизиты документа: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2024 № 1195 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Начало действия 01.09.2024

Субъекты РФ определились с СТСО

Субъекты РФ уже определи СТСО на своих территориях. Практически во всех регионах это дочерние компании ПАО «Россети», за исключением тех регионов, в которых отсутствуют дочки Россетей.

Информацию об СТСО можно найти сайте регулирующего органов (РЭКи) интересующего субъекта РФ.

СТСО определяются на 5 лет, по истечении этого срока РЭКи будут проверять ТСО на соответствие критериям СТСО исходя из материалов, которые организации, планирующие получить тариф, ежегодно представляют в РЭКи.

Реквизиты документа: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2024 № 1159 «Об утверждении критериев отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям и Правил определения системообразующих территориальных сетевых организаций»

Начало действия 26.07.2024

ФАС будет проверять как сетевые организации исполняют обязанности по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию приборов учета (ПУ) электроэнергии

В частности, ФАС России будет осуществлять контроль за соблюдением сетевыми организациями своих обязанностей по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию ПУ, за исключением ПУ электрической энергии в жилых домах.

Реквизиты документа: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2024 № 970 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331»

Начало действия 01.01.2026

С 01.01.2026 появится возможность подачи заявки на ТП через Госуслуги

С 2022 года такая возможно предусмотрена только при подаче заявок на ТП в крупные сетевые организации. С 2026 года эту практику начнут применять все электросетевые организации.

При этом, возможность подать заявку на ТП лично в офисе сетевой организации или через её сайт сохранится.

Реквизиты документа: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2024 № 1125 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861»

Начало действия 04.09.2024

Правительство формально сняло запрет на перераспределение максимальной мощности потребителями, присоединёнными к сети после 2009 года, но фактически ограничения не устранены

До принятия рассматриваемого постановления делиться своей максимальной мощностью могли только потребители, которые присоединены к сети до 2009 г.

  • Теперь Правительство разрешило потребителям, присоединенным к сети после 2009 года, перераспределять свою мощность в пользу иных потребителей, но только при наличии технической возможности. При этом, наличие технической возможности будет определять сетевая организация.
  • Потребители, присоединение к сети до 27.12.2004 перед тем, как перераспределить свою мощность должны переоформить документы о ТП.
  • Снят запрет на опосредованное присоединение энергопринимающих устройств, обеспечивающих энергоснабжение линий связи, сооружений связи, средств связи, средств телевизионного вещания и радиовещания, максимальная мощность которых составляет не более 150 кВт.

При этом, по-прежнему не устранены ограничения на опосредованное присоединение к:

  • объектам, подключенным к сетям после 2015 года.
  • сетям ЕНЭС.

Реквизиты документа: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2024 № 1150 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861»

Начало действия 01.01.2025

Принят закон о переводе неценовых зон в ценовые

Закон определил возможность перевода территорий, которые сейчас относятся к неценовым зонам, в ценовые зоны. Для них будет установлен переходный (адаптационный) период. Перечень этих территорий и особенности их функционирования в переходный период будет определен постановлением Правительства РФ.

Проект указанного постановления уже размещен на regulation.gov.ru. В нем предусмотрено:

  • присоединение территорий Архангельской области, Республики Коми, Дальнего Востока (территория Дальнего Востока включает Республику Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурскую область, Еврейскую автономную область), ранее относившиеся к неценовым зонам (НЦЗ) оптового рынка электрической энергии и мощности, к ценовым зонам (ЦЗ);
  • поэтапное внедрение рыночного конкурентного ценообразования на электрическую энергию и мощность на указанных территориях;
  • особенности функционирования ОРЭМ на данных территориях в период поэтапного внедрения рыночного ценообразования (торговля по регулируемым договорам, торговля на РСВ, торговля на БР, проведение КОМ, коммерческий учет электроэнергии на оптовом рынке и др.).
  • государственное регулирование цен на электрическую энергию и мощность для потребителей, не относящихся к населению и приравненных к нему категориям потребителей, в течение переходного периода сохранится, однако объемы электрической энергии и мощности, продаваемой по регулируемым ценам (тарифам) будет постепенно снижаться. Цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую для населения и приравненных к нему категорий потребителей, останутся полностью регулируемыми.

По окончании переходного периода торговля на указанных территориях полностью будет осуществляться по свободным (рыночным) ценам, со следующим распределением по ценовым зонам:

  • 1 ЦЗ – Архангельская область и Республика Коми;
  • 2 ЦЗ – Дальний Восток, включающий Республику Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурскую область, Еврейскую автономную область.

Если проект постановления вступит в силу в такой же редакции получать допуск к торговой системе оптового рынка на этих территориях можно будет ежемесячно.

К НЦЗ будет относиться только Калининград.

Реквизиты документа: Федеральный закон от 08.08.2024 № 309-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"

Начало действия 07.09.2024

Установлены требования к проведению Минэнерго проверок выполнения инвестиционных программ (ИП) субъектами электроэнергетики

По результатам проверки выполнения ИП Минэнерго выдает субъекту электроэнергетики акт проверки, в котором перечисляет все выявленные замечания. Субъект электроэнергетики обязан разработать план компенсирующих мероприятий по указанным замечаниям и выполнить их. О ходе выполнения плана компенсирующих мероприятий субъект электроэнергетики должен ежеквартально отчитываться Минэнерго до его полного выполнения.

Реквизиты документа: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2024 № 1181 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977"

Начало действия 05.07.2024

По итогам долгосрочного конкурентного отбора мощности новых генерирующих объектов (КОМ НГО) на Юге РФ победитель не определен

Основные требования:

  • объем установленной мощности отобранного генерирующего объекта должен составлять от 855 до 941 МВт;
  • мощность каждого энергоблока в составе генерирующего объекта должна составлять не менее 25 МВт и не более 470 МВт;
  • дата поставки мощности – 01.07.2029;
  • генерирующее оборудование должно быть расположено на территории приемной части энергосистемы Республики Адыгея и Краснодарского края в энергорайоне «Центральная Кубань».

По результатам КОМ НГО ни одна заявка не прошла конкретный отбор.

Теперь застройщика новой генерации на Юге определит Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики.

Реквизиты документа: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.07.2024 № 1776-р

Начало действия 18.07.2024

Определены победители КОМ НГО Юго-Восточной части ОЭС Сибири

Основные требования:

  • объем установленной мощности отобранного генерирующего объекта должен составлять 700 МВт;
  • мощность каждого энергоблока в составе генерирующего объекта должна составлять не менее 25 МВт и не более 330 МВт;
  • дата поставки мощности – 01.07.2029;
  • генерирующее оборудование должно быть расположено на территории южной части энергосистемы Забайкальского края, и (или) территории южной части энергосистемы Республики Бурятия, и (или) территории Зиминского энергорайона энергосистемы Иркутской области, и (или) территории Иркутско-Черемховского энергорайона энергосистемы Иркутской области.

По результатам отобраны проекты АО «Интер РАО–Электрогенерация», ООО «Байкальская энергетическая компания» и ПАО «ТГК-14».

Реквизиты документа: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.07.2024 № 1920-р

Начало действия 19.08.2024

Принят закон о майнинге, который затронул вопросы энергоснабжения майнингового оборудования

С 01.11.2024 юридические лица и ИП смогут заниматься майнингом криптовалюты с момента их включения их специальный реестр. Его будет вести Минцифры.

Физические лица смогут майнить без включения в реестр, если не будут превышать, установленные Правительством РФ лимиты энергопотребления.

О получении криптовалюты в результате майнинга необходимо уведомлять орган, который определит Правительство РФ. В уведомлении нужно указать адрес-идентификатор (уникальная последовательность символов для учета операций с цифровой валютой).

Предусмотрена возможность обращения иностранных цифровых прав в РФ и российских цифровых прав за рубежом.

Запрещено рекламировать цифровую валюту и связанные с ней товары, работы, услуги.

Документом внесены в том числе изменения в законодательство об электроэнергетике:

Запрещено совмещать майнинг с передачей электроэнергии, ее производством или куплей-продажей, а также с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.

Правительство РФ уполномочено:

  • Определять особенности ТП энергопринимающих устройств, используемых для майнинга (майнинговое оборудование).
  • Устанавливать запрет на ТП майнингового оборудования в отдельных регионах (например, в энергодифицитных регионах), а также в отношении лиц, не включенных в реестре майнеров.

В случае нарушения указанных запретов Правительство может по решению суда уменьшить максимальную присоединенную мощность майнера вплоть до полного отсоединения от сети. Плату за ТП в этом случае майнеру не вернут.

  • Устанавливать особенности введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии манеров в т.ч. в части их бессрочного полного ограничения в случае принятия Правительством решения о запрете майнинга на отдельных территориях и (или) в случае осуществления майнинга без включения в реестр майнеров.

В законе о цифровых финансовых активах и цифровой валюте закреплены основные понятия:

  • майнингом цифровой валюты признается деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации технических и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию, в том числе технологию распределенного реестра, имеющих целью выпуск цифровой валюты и (или) получение лицом, осуществляющим такую деятельность, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе;
  • майнинг-пулом признается объединение мощностей нескольких технических и программно-аппаратных средств, принадлежащих разным владельцам (далее - участники майнинг-пула) и используемых для целей майнинга цифровой валюты, в результате которого осуществляется распределение выпущенной (полученной) цифровой валюты между участниками майнинг-пула;
  • лицом, организующим деятельность майнинг-пула, признается лицо, оказывающее участникам майнинг-пула услуги по объединению мощностей нескольких технических и программно-аппаратных средств, используемых для целей майнинга цифровой валюты, в результате которого таким лицом осуществляется распределение выпущенной (полученной) цифровой валюты между участниками майнинг-пула;
  • майнинговой инфраструктурой признаются объекты, используемые для размещения технических и программно-аппаратных средств, используемых для осуществления указанной деятельности, включая инженерно-техническое обеспечение (электроснабжение), и (или) указанные технические и программно-аппаратные средства;
  • оператором майнинговой инфраструктуры признается лицо, оказывающее услуги по предоставлению майнинговой инфраструктуры для осуществления указанной деятельности.

Реквизиты документа: Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»